Зрительные иллюзии восприятия одежды
Зрительные иллюзии окружают нас везде, и часто мы их используем сами, не замечая этого. Например, при выборе светлых тонов цвета стен детской комнаты. Реально света от этого в комнате не прибавиться, но нам кажется, что комната стала светлее.
С помощью цвета, формы и контраста легко "обмануть" свое зрение и вот этот рисунок хороший тому пример. Если не смотреть на него прямо, то пестрые круги будут вращаться, причем в противоположных направлениях.
Существуют различные зрительные иллюзии, но есть и такие которые учитываются при моделировании одежды. Зная их можно изменить восприятие фигуры человека, зрительно уменьшить или увеличить рост человека, скрыть излишнюю полноту или иные недостатки или наоборот можно подчеркнуть достоинства фигуры.
Пример тому рисунок, который перед вашими глазами. Согласитесь, трудно поверить в то, что оранжевые окружности одинакового размера. Также можно манипулировать человеческим восприятием и при пошиве одежды. Правильно выбрав цвет и рисунок на ткани создавать определенные зрительные иллюзии. И тогда, полные девушки будут выглядеть стройнее, худенькие полнее и т.д.
Примеры зрительных иллюзий
На рисунке А представлены два одинаковых прямоугольника. На одном посередине проведена вертикальная линия, на другом - горизонтальная. Если их сравнить, то первый кажется уже и выше, второй - шире и ниже. Следовательно, вертикальная линия зрительно удлиняет и стройнит фигуру, а горизонтальная (или несколько горизонтальных) расширяет (рисунок Б).
Вывод напрашивается сам собой. Для полных фигур одежда из ткани с вертикальной полоской нежелательна.
Если взять два одинаковых квадрата (белый и черный) и поместить черный квадрат на белом фоне, а белый на черном, то белый квадрат будет казаться больше черного. Следовательно, белый цвет на черном фоне зрительно занимает больше места.
Белый квадрат на черном (темном) фоне выглядит больше такого же черного квадрата на белом фоне, значит, женщина в белом платье зрительно будет больше, чем эта же женщина, но в темном платье.
Зрительные иллюзии контраста и иллюзии повторения
Существуют зрительные иллюзии контраста и иллюзии повторения. Иллюзия контраста возникает при резко выраженной противоположности. Например, если взять три различных по величине круга (рис. А), то маленький круг рядом с большим будет казаться еще меньше, однако этот же круг рядом со средним не будет казаться таким маленьким, как при сравнении. То есть, контраст резко обнаруживается при сравнении двух противоположных величин.
При моделировании одежды для полных женщин не рекомендуется шить узкие, маленькие, сильно облегающие платья, так как может проявится контраст между узким платьем и полной фигурой. Полная фигура в плотно облегающем платье будет выглядеть еще полнее.
Если сравнить два отрезка одинаковой величины, по краям одного из которых расходящиеся линии, а другого - сходящиеся, то первый отрезок покажется длиннее, чем второй (рис.Б).
В этом случае действует иллюзия повторения, или подравнивания. Например, при выборе головного убора или формы воротника необходимо учитывать строение лица, которое не следует повторять. Если лицо вытянуто, то нельзя выбирать фасон колпакообразной шляпы или шить платье с вытянутым вырезом горловины.
Посмотрим еще одну иллюстрацию зрительных иллюзий. Одинаковые по размеру центральные круги, окруженные маленькими и большими кругами, кажутся разными. Круг на фоне маленьких кружочков кажется больше, чем круг тоже диаметра, но на фоне больших кружочков.
На линиях внутри треугольников стоят точки, делящие их пополам, однако создается впечатление, что части, прилегающие к вершине, короче.
Правая дуга выглядит более короткой и имеющей большую кривизну, чем левая.
Высота гребенки, кажется больше ее ширины, хотя они равны. Поворотом фигуры набок легко добиться исчезновения иллюзии.
Заполненное пространство воспринимается длиннее, чем незаполненное.
Не вникая в причины этого явления, мы вполне можем использовать зрительные иллюзии для своих целей при выборе модели одежды с учетом индивидуальных особенностей фигур человека.
Как учитывать зрительные иллюзии при пошиве одежды
При моделировании одежды нужно учитывать и использовать разнообразные зрительные иллюзии, с помощью которых можно увеличить рост, расширить или сделать фигуру человека уже. Применив поперечные, горизонтальные линии фасона в одежде, например отрезную линию талии, пояс, кокетку, горизонтальные фасонные линии на юбке в виде рельефов, складок, воланов, мы зрительно уменьшим рост человека.
Также уменьшает рост и костюм, состоящий из юбки и жакета, блузы и юбки, юбки и жилета (лучше контрастных цветов).
Высоким женщинам не следует носить слишком короткие платья.
Полная и высокая женщина не должна загромождать фасон платья лишними линиями, шить платье из ткани с крупным набивным рисунком. Для такой фигуры подойдет слегка прилегающий силуэт платья с длинным вырезом у горловины.
Рекомендации от модельеров одежды
Полной женщине невысокого роста лучше отдать предпочтение не отрезному в талии платью с линией посередине спины, со сквозной застежкой спереди и рядом пуговиц сверху донизу.
При короткой шее вырез платья лучше делать мысиком или длинным полуовалом. Можно предложить также узкий воротник с длинными концами. Воротник, закрывающий шею, еще более укорачивает ее, он хорош для фигуры с длинной и худой шеей.
Для фигуры с маленьким бюстом можно рекомендовать вместо обычной нагрудной вытачки мягкие защипы, складочки, на линии груди. Для такой фигуры подойдет одежда с различными воланами, кокетками, карманами, шарфами, бантами. Имея такую фигуру можно смело носить многослойную одежду. Это создает зрительную иллюзию увеличения объема груди. Для такой фигуры неприемлемы глубокие вырезы.
Для фигуры с низким бюстом можно занизить линию талии. Такое решение увеличит расстояние между линией груди и линией пояса. Или же, оставив линию талии на своем месте, сделать маленькие кокетки по плечам и от кокетки, вместо нагрудной вытачки, заложить защипы, или нагрудную вытачку от плеча не застрачивать до конца, а оставить часть ее в виде мягкой складки. Абсолютно противопоказано применение широких поясов, подчеркивание линии талии, выбор модели с завышенной линией талии.
Для фигур с широкими плечами рекомендуются линии, идущие от плеча. Подойдут вертикальные линии небольших воротников, рукав реглан или еще лучше - полуреглан, "летучая мышь" или кимоно, глубокие и узкие V-образные вырезы, длинные бусы и шарфы. Старайтесь избегать деталей, оптически расширяющих линию плеч: погоны, реглан-погон, рукава-буф, широкий квадратный вырез горловины.
Для фигур с покатыми плечами рекомендуются подплечники (возможно даже двойной высоты). А также цельнокроеные рукава с высокими подплечниками, щелевидные ("лодочка") или квадратные вырезы горловины, погоны. Подойдут также лацканы с углами, направленными вверх; рукава буф или с присборенной головкой.
Нежелательны кимоно без подплечников, глубокие V-образные вырезы.
Если фигура сутулая, то большой воротник, слегка отстающий от шеи сзади, мягкие защипы или складочки на лифе у талии сутулость замаскируют.
Для перегибистой фигуры рекомендуются сборки, защипы, складки на юбке. Для женской фигуры с широкими бедрами необходимо использовать детали, отвлекающие внимание от линии бедер. Их можно расположить у линии плеч, груди, при условии, что они не будут зрительно сужать линию плеч, а наоборот, должны слегка расширять ее. Такими деталями могут быть: большой воротник, широкая кокетка, слегка расширенная линия плеча. Юбки следует делать прямого или слегка расклешенного покроя темных и холодных тонов, а блузы контрастного цвета. Для такой фигуры еще можно рекомендовать прямые по всей длине брюки, а также жакеты и жилеты, заканчивающиеся ниже линии бедер; юбки гофре, годе с большим числом клиньев, со складками в центре. Нежелательны широкие юбки в складку или солнце-клеш, "мешковатые" брюки; накладные карманы на бедрах; жакеты, которые заканчиваются на уровне бедер.
См. также Пропорции женских фигур.
Для фигур с узкими бедрами желательны модели с облегающими лифами, рукавами реглан, расклешенными и юбки со сборками; юбки и брюки с мягкими складками по линии талии, жакеты квадратного силуэта, закрывающие линию бедер; большие накладные карманы ближе к бокам. Не следует делать облегающие брюки, очень узкие юбки, юбки со швом посередине; удлиненные лифы, большие воротники, спущенную линию плеч.
При моделировании изделий для фигур с заниженной линией талии можно приподнять естественную линию талии вверх, используя такую зрительную иллюзию как широкий пояс того же цвета, что и нижняя часть одежды, подрезы выше или ниже линии талии, создающие видимость широкого пояса. Не стоит носить узкие пояса и одежду с заниженной линией талии. При короткой талии желательны в одежде заниженная линия талии, узкие пояса того же цвета, что и лиф, хотя можно талию вообще не подчеркивать, а сделать акцент на бедрах.
Обладательницам большого бюста можно посоветовать полуприлегающий силуэт, заниженную линию талии, расширенную линию плеч; расстегнутые воротники или низкие вырезы, рукава длиной 3/4 или до запястья; узкие пояса того же цвета, что и лиф. Не стоит делать модели с завышенной талией, рукавами длиной до локтя или чуть выше, горизонтальные полосы на лифе; короткие жакеты.
Короткие ноги зрительно могут быть замаскированы с помощью комплектов из двух частей одного цвета (жакет-юбка, жакет-брюки). Зрительно изменить восприятие может платье с завышенной талией; обувь и колготы должны быть одного цвета; обувь желательна на высоких устойчивых или средней высоты каблуках. Совершенно неприемлемы брюки, присборенные внизу или с манжетами, длинные жакеты, юбки длиной до середины икр, туфли без каблуков или очень высокие "шпильки".
При выступающих ягодицах следует делать пальто, жакеты, платья полуприлегающего силуэта; юбки прямые по всей длине, колготы и обувь должны привлекать к себе внимание.
Нежелательны любые брюки, широкие присборенные юбки, узкие пиджаки.
Длинные руки хорошо смотрятся в одежде с короткими, но широкими рукавами, а также с рукавами длиной 3/4 и 7/8 или длинными, закатанными до локтя. Не стоит делать узкие обтягивающие или слишком короткие рукава.
Короткие руки требует модели с рукавами, сужающимися книзу и оканчивающиеся ниже запястья. Противопоказаны широкие рукава и высокие манжеты
Другие статьи:
Типы женских фигур
Не все женщины смогут похвастаться идеальной фигурой. Мало того, еще, оказывается, есть разные типы фигур, не всегда благозвучных названий, например груша. Однако всегда и во все времен женщины интуитивно пользовались зрительными иллюзиями восприятия одежды. И каждая полная женщина знает, что юбка в поперечную полоску это не ее "мечта".
Как выбирается одежда по типу фигуры
Женщины всегда желают выглядеть лучше всех, поэтому и хорошо разбираются в таких понятиях как тип женской фигуры, силуэт, стиль одежды. Многие не зная того сами, прекрасно разбираются какая ткань ей подойдет лучше и сделает фигуру стройнее. Но, тем не менее не помешает узнать, что об этом думают модельеры одежды.
Советы портного для тех, кто шьет
Советы портного для тех, кто шьет и ремонтирует одежду самостоятельно. Вот один из них. В обтачных деталях с углами, перед вывертыванием их на лицевую сторону, следует припуски в углах срезать, чтобы получить в готовом изделии четкий, красивый уголок.
Пошив платья своими руками
Как сшить платье своими руками. Технология и последовательность пошива платья для начинающих.
Как сделать выкройку и другие советы начинающим
Как сделать выкройку, какие нужны для этого инструменты. Эти и многие другие советы начинающим.
Как правильно шить, технология стачивания деталей
Перед началом работы на швейной машине необходимо отрегулировать натяжение верхней и нижней нити. Строчка не должна петлять, узелок стежка должен находиться в ткани, а не на поверхности. Шов не должен стягиваться.
Как научиться шить
Где и как научится шить самостоятельно? Многие задают такой вопрос, потому что научиться шить самой одежду не только выгодно, но еще и дает возможность зарабатывать.